Жаворонки или Праздник Сороки
«На Сороки день с ночью меряются».
«Зима кончается, весна начинается».
По легенде, в начале IV века сорок воинов-христиан из армянского города Севастии, не желая отречься от своей веры, были осуждены на стояние нагими на льду озера. Однако совершилось чудо: лёд растаял, вода потеплела. После воины всё равно были подвергнуты казни, но затем их стали почитать как святых, а в день весеннего равноденствия, 9 (22) марта. Согласно церковному календарю, отмечать день Сорока Мученников Севастийских (или, по-местному, день "сорокасвятых" или "Сороки").
Но помимо религиозного, этот день изначально имел более глубокий, народный смысл. Именно во время весеннего равноденствия, по мнению крестьян, прилетают из тёплых стран сорок птиц, а природа вокруг празднует день молодого Солнца, пробуждающего заледеневшую Землю от долгого сна. Наступает Весна и направляет свои волшебные силы на физическое и духовное рождение, на смену старого – новым.
В этот день люди помогают её пришествию, радостно и ярко празднуя Вторую закличку Весны-Живы, или праздник Великой Богини Лели, или Жаворонки – Весенний праздник птиц.
Благослови, мати,
Ой, Лада мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!
Сам по себе день весеннего равноденствия – ежегодно повторяющаяся астрономическая и географическая дата, с которой связан ряд интересных природных явлений и процессов. Переход Солнца из южного полушария в северное знаменует не только новый астрономический год, но и приход настоящей весны. С астрономической точки зрения именно 21 марта наступает весна и продолжается до 22 июня – дня летнего солнцестояния. Этот мартовский день издавна люди наделяли особыми магическими свойствами. Считалось, что во время него пути Земли и Солнца пересекаются, создавая своеобразную «лестницу в небо».
Ведь только в дни равноденствий лучи Солнца падают на Землю под прямым углом к оси её вращения. В такие моменты относительно Земли энергетика человека меняется как вода в сосуде, в который положили электрические провода и подали напряжение. Тело человека наполняется силой и жаром. Важно при этом, чтобы вода и сосуд были чистыми – поэтому накануне праздника рекомендован пост.
Не забывали на Сороки и про воду, а скорее про её третье состояние – лёд. В этот день даже детям советовали лизать и сосать ледышки :)
К празднику Весны делается уборка, выносится весь накопившейся за зиму хлам. Женщины окуривают по углам дом вереском или можжевельником, зажигая его на сковороде. Затем все домашние скачут через этот огонь, чтобы очиститься от порчи и болезней. За вереском и можжевельником ходят в лес до восхода солнца с такими словами: “Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плод и на род”. Хвойными ветками украшают дом.
Сам обряд закликания Весны обычно проводят на возвышенном месте, на восходе. Приходят пораньше, чтобы на заре увидеть, как заиграет Солнце и подбодрить его:
Солнышко, солнышко,
Красное вёдрышко!
Выгляни из-за горы,
Да до вешней поры!
По игре Солнца судят, какой будет урожай или загадывают свою судьбу на ближайший год. При появлении Солнца женщины умываются с золота и серебра, чтобы стать богаче и краше.
Гори, Солнце, ярче –
Лето будет жарче!
А зима теплее,
А весна милее.
В лесу вырастут грибы,
В огороде бобы,
В поле рожь и ячмень,
Во саду зелён хмель.
Затем заклички приобретают обращение к птицам: жаворонкам, куликам, грачам.
Жаворонки прилетайте
Зиму белу прогоняйте
Гули - гули
Зиму белу прогоняйте
Весну красну созывайте
Гули - гули
Весну красну созывайте
Землю нашу одевайте
Гули - гули
Землю нашу одевайте
Все поляны согревайте
Гули - гули
Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте
Гули – гули
Птицы прилетают из-за моря, с ирия, туда же отправляется и зима:
Лето, лето, пойди сюда! А ты, зима, ступай за моря!…
На равноденствие Земля уже пробуждается и в закличках прослеживается момент отмыкания Весны, Лета, Земли и замыкания, закрывания Зимы.
Уж ты пташечка, ты залётная!
Ты слетай на синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!
На праздник зазывания Весны хозяйки специально готовят крашеные яйца (яйца-крашенки). Этот обычай не христианский(!), а старинный, природный, вызванный самой жизнью. Яйцо – это, прежде всего, символ мироздания. Поэтому на закличку его красят во все цвета Солнца и Весны: красный, жёлтый, рыжий, зелёный.
Яйца в этот день служат не только угощением и украшением праздника, но и предметом спора: их подкидывают вверх – кто выше подкинет, катают с горки – у кого дальше укатится. Ну и, конечно же, бьют друг о друга – у кого дольше не разобьётся. Победителям дают приз или качают на руках. Между прочим, это всё не пустое баловство – разбивая яйцо, таким образом, человек ритуально помогает родиться новому Миру, новой Весне.
Как мы говорили, у славян повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают сорок разных птиц. Но не упомянули, что первая из них – жаворонок. «Бывают, – уверяют опытные старики-крестьяне, – что прилетают жаворонки и раньше, только те непутящие: прилетит и смёрзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, и тот настоящий, он не сдохнет». Тому, кто его первый увидит и услышит его песню, дарили булку-птицу от всей деревни :)
На Сороки обычно пекли из ржаного или любого другого теста “жаворонков“, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Некоторые лепят птиц по образу и подобию, а некоторые и схематично: раскатывают тесто, из него вырезают треугольники – на вершине втыкают два зёрнышка-глаза, основание разрезают на несколько полосок: крайние заворачивают наверх, это крылья, а посередине – хвост.
Печёных птах посылают родным и близким, а также раздают детишкам. И те с криком и звонким смехом бегут закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных “жаворонков“ насаживают на длинные палки и выбегают с ними на пригорки или надевают птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричат:
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Взрослые закликали весну на пригорках, пели веснянки. Дети с «жаворонками» залезали на повети, крыши, деревья. Там, где не было возвышенностей, обряды встречи весны обычно проходили на первой проталине. Считали, на счастье, проталинки, «если до сорока досчитать, то по весне горя не знать».
После печёных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был».
Или печенье раздавали детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели» – тем самым благословляя детей. Ребята это печенье крошили, разбрасывая на 4 стороны птицам на корм.
С помощью подобных птичек выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонка запекалась монета, и мужчины, не зависимо от возраста, вытаскивал себе печёную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригорошни зерён во время начала посева.
С этого дня считалось, что новый год полностью входит в свои права. В ночь на 22 марта матери не давали спать детям, заманивая их слушать тишину, ожидая особого звука, разносящегося в мире, когда «год ломается».
В первые десятилетия 20 века в каждой губернии исполнялись свои сходные обряды.
В Калужской губернии головку "жаворонка" закидывали на крышу, бросали в поле, желая обеспечить богатый урожай или кидали в реку, "чтобы никто в деревне не помер". С остатками туловища часто продолжали кликать весну на следующий день, вечером которого "кулика" доедали. Но тех "жаворонков", которые казались детям особенно красивыми, хранили чуть дольше.
Очень часто одного или двух "жаворонков" оставляли на месте кликания – на дереве, на соломе или на балке в сарае. В этом, как и в манипуляциях с головой "кулика", можно усмотреть отголоски подарка птицам или весне.
В Орловской губернии женщины и девушки выходили с "жаворонками" на улицу и закликали весну: "Весна-красна, приходи скорее". После этого птичек сажали на возвышенное место, и девушки пели: "Кулик-жаворонок прилетел на одонок". Крестьянки Пензенской губернии, держа в руке "жаворонка", кричали с повета: "Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!".
В Одоевском уезде Тульской губернии 9 марта взрослые вместе с детьми шли с тремя только что испечёнными "жаворонками" в сарай, где старались их подкинуть как можно выше с особым приговором, после чего одну "птичку" клали на потолочную балку, другую оставляли на соломе, а третью съедали.
В Воронежской губернии одну "птичку" обязательно клали на божницу, а остальных ребятишки развешивали по деревьям, раскладывали на крыши сараев. "Жаворонка", оставленного на божнице, использовали как магическое средство: когда сажали картошку, его закладывали в лунку, приговаривая: "Чтоб картошки круглые были". В Вятской губернии "жаворонков" клали в семена, а когда сеяли, ими "посевали", т.е. вместе с семенами бросали в землю.
В народе считали, что в день Сороков при помощи "жаворонков" можно узнать будущее и свою судьбу. Поэтому в некоторых местах, где "птичек" пекли по числу членов семьи, в них запекали различные предметы: уголь или щепку, деньги, кольцо, хмель, жито и т.д., по которым гадали.
Если в разломленном на две половины "жаворонке" попадалось зёрнышко ("жито"), то говорили, это "к хорошему житию", если деньги – к богатству, кольцо – к женитьбе, хмель – к веселью, а уголёк или щепка – к смерти.
В Вятской губернии девушки закидывали "жаворонков" на крыши домов и сараев, раскладывали на столбах оград и поджидали, пока "птичку" не схватит ворона; по тому, в какую сторону она полетит, судили, куда девушка выйдет замуж.
Гадали на будущее замужество и так – группой пекли сорок пирожков, и каждая девушка помечала каким-то оригинальным способом свой. Потом, разложив их в один ряд на пороге, приглашали в дом собаку. Чей пирожок будет съеден первым та первой и замуж пойдёт.
Также в этот день с самого утра девушки должны были сломать сорок дощечек, разорвать сорок верёвочек, символизирующих собой силы, которые заморозили матушку-землю. Такими действиями человек показывал, что он сильнее злых Духов, что весна и тепло полностью его поддерживают.
Приметы этого дня:
Если на Сороки был морозный день – говорили, что нужно ждать впереди сорок морозов.
Если на крышах домов до Сорок ещё лежал снег, то и на Добровещенне (конец марта – начало апреля) будет снег, а местами пролежит и до Юрья (конец апреля – начало мая).
Ранний паводок предсказывает быструю и раннюю весну.
Также важное значение имел прилёт долгожданных птиц. Если они прилетели, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства. В народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, тёплую весну.
Во что Сороки, в то и Петровки (с 12 июля, сенокосная пора).
С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет тёплое.
Также ещё добавим, что у слов ВОЗДУХ, ДЫХАНИЕ, ДУША, ДУХ – общий корень. И древний образ ДУХА И ДУШИ – ПТИЦА.
эскиз птицы для праздника Сороки, с сайта http://www.insmolensk.ru/
Ну а теперь, наконец-то, приступаем к созданию чудесных печёных Жаворонков :)
Первый вариант – на опаре.
Нам понадобится:
ОПАРА: 1 стакан воды, 0,5 стакана муки, 3 ч. ложки сахара, 10~11г сухих дрожжей (2 столовые или 1 пакетик).
ТЕСТО: 1/4 стакана сахара, 1 ч. ложка соли, 5 ст. ложек растительного масла, 3~3,5 стакана муки (из данных продуктов получится примерно 870г теста).
В тёплой (не кипяток!) воде растворяем дрожжи и вмешиваем сахар и муку. Ставим в тёплое место, пока опара не увеличится в 2~3 раза.
В опару кладём сахар, соль, вливаем растительное масло и всыпаем 2,5 стакана муки. Перемешиваем.
Полстакана муки высыпаем на стол, на муку вываливаем тесто. Месим, понемногу подсыпая муку, пока тесто не станет гладким, однородным, влажным, но не липнущим к рукам.
Тесто накрываем пищевой плёнкой и оставляем подходить.
Когда тесто увеличится в 1,5~2 раза нарезаем его на одинаковые кусочки, которые потом скатываем в шарики.
Второй вариант – рецепт быстрого постного теста:
3 стакана воды
8 стаканов + 6 ст. л. муки
4 ст.л.сахара
1 пакетик сухих дрожжей
1 стакан подсол.масла
Смешать в тазу просеянную муку с дрожжами и сахаром (можно взять сахара побольше, чтобы птички слаще были), в центре сделать углубление, куда вылить масло и воду, хорошенько перемешать и дать постоять минут 10-15. (можно и дольше, но необязательно).
Третий вариант – из ржаной муки
Такие жавронки не слишком сдобные и по-настоящему вкусными будут лишь горячими. Поэтому их следует слепить и сразу заморозить, а в печь отправить только в воскресное утро.
Тесто: На стакан ржаной муки (2-го сорта, с отрубями) – две столовых ложки постного масла (нерафинированное подсолнечное) и две столовых ложки мёда (светлый липовый), щепоть соли. Воды добавляете потихоньку.
Тесто должно быть крутым. Вымешивается оно тщательно, никак не меньше 15 минут. Помните, что жаворонки должны в точности сохранить свою форму.
Четвёртый вариант – по рецепту постного теста батюшки Гермиона.
Для теста потребуется
1 кг муки
2-3 ст.ложки сахарного песка
Пакетик сухих дрожжей
Пол стакана воды
Столовая ложка подсолнечного масла
Чайная ложка соли
Столовая ложка водки
В миску всыпать сухие дрожжи, развести их тёплой водой (градусов 30-40). Добавить соль, 2-3 столовых ложки сахара, 3 столовых ложки растительного масла. Всё хорошо перемешать. Для того чтобы тесто хорошо подошло добавить столовую ложку водки. Постепенно, просеивая через сито, добавлять муку. Месить тесто до тех пор, пока оно не перестанет приставать к рукам.
Оставить тесто, пока оно не подойдёт. Т.е. увеличится в несколько раз. Критерий готовности – тесто перестало расти или даже стало опадать.
Сами жаворонки лепятся самыми разнообразнейшими способами.
Сидящий жаворонок.
Шарик теста раскатать в длинную колбаску. (фото 1)
Колбаску завязать узлом. (фото 2)
У конца, который оказался наверху, вытянуть носик и вставить глаз-изюминку. Второй – нижний – конец расплющить пальцами и нарезать, что будет обозначать пёрышки на хвосте. (фото 3)
Прямосидящий жаворонок
Раскатываем колбаску и нарезаем на более-менее ровные части. По объёму каждый кусок – средний грецкий орех.
Вытягиваем нашей птичке клюв и вообще делаем голову.
Потом большим пальцем расплющиваем хвост
И делаем на нём надрезы ножом
Последний штрих – глаза из маленьких изюминок или кусочков изюминок.
И пусть вас не смущают трещинки, неизбежные для такого плотного теста из муки второго сорта. Они только прибавят очарования нашим жаворонкам.
Летящий жаворонок (1 вариант).
Шарик теста раскатать в короткую толстую колбаску. (фото 1)
На одном конце вытянуть клюв и вставить глаз.
С другого конца 2/3 длины колбаски расплющить пальцами или раскатать. При раскатывании нужно растягивать тесто в ширину, а не в длину.
Посередине раскатанной части, вдоль валика, сделать разрез. (фото 2)
Затем обе получившиеся половинки надрезать более короткими разрезами. Одну часть поднять и уложить поверх другой, чтобы эти части были перпендикулярны друг другу.(фото 3)
Летящий жаворонок (2 вариант)
От шарика теста отщипнуть маленький кусочек. Раскатать его в тонкий кружок и половину кружка нарезать бахромой.
Большой шарик раскатать в валик, с одной стороны оттянуть клюв и вставить глаз. Другой конец немного расплющить и нарезать. (фото 1)
Маленький кружочек – крыло – смочить с одной стороны водой и положить на заготовку туловища, нарезанной стороной вверх. (фото 2)
Можно сделать жаворонков и более интересными на вкус.
Для этого нужно шарик теста раскатать в не очень большую лепешку.
Эту лепешку можно смазать растительным маслом и посыпать сахаром, либо маком, дроблёнными орехами, либо намазать измельчёнными сухофруктами или тёртыми яблоками.
Затем полученную вкусную лепёшку закатать в рулет (фото 1).
После этого жаворонок формируется по первому способу летящего жаворонка (фото 2, 3, 4).
Вылепленные изделия укладываются на противень, смазанный маслом или застеленный бумагой для выпечки.
Теперь уже сами птички смазываются сладкой водой и выпекаются до зарумянивания при t=180~200°C.
Готовых жаворонков, не снимая с противня, повторно нужно смазать сладкой водой, мёдом или растительным маслом, накрыть полотенцем и оставить до остывания.
Также для закликивания Весны предлагаем вам испечь и ещё более архаичный вариант – карпогольские тетёрки.
"Тетёра" или "тетёрка" – это особое витое печенье. Его готовят из теста, скатанного в жгуты (по-каргопольски, "сканого"), и выкладывают в виде волн или петель, спиралей, решёток кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.
Каргопольские тетёрки можно сравнить с другими традиционными формами обрядовых печений, бытовавших в разных регионах России и также имевших "птичьи" названия: "жаворонки", "воробышки", "снегирьки", "кулики", "сороки", "петушки".
"Тетёра" считается семейной птицей-матерью, и в Ошевенске, например, до сих пор поддерживается соответствующий обычай: в первый, на году после свадьбы, день "сорокасвятых", мать невесты и родственники невесты, присутствовавшие на свадьбе, идут к зятю с тетёрками. Но есть ислючение: если мужчина шёл в "приёмыши", то есть приходил в дом жены, тетёрки приносили с обеих сторон. Несли тетёрки в особой корзине, которую держали дома для этого случая.
"Тетёрки, по другим сведениям, пеклись на сороковой день после свадьбы, причём тёща так же с ними шла к молодым, приходили и остальные родственники и так – каждый год, а на саму свадьбу пеклись особые "именные".
Первый раз носили тетёрок много. Называется даже точное число: "Была норма - 100 тетёрок". (Записано от В.Г. Полуяновой из леревни Гарь).
Выскать (раскатать тесто в жгуты) столько "тетёрок" одному было трудно, поэтому помогали родственники, соседи и даже дети. В деревне Гарь до сих пор помнят, как пекли "тетёрки" для Е.И. Полуяновой, которая собиралась в Майлахту, что на Кенозере, в 34 километрах от Ошевенска, к старшей дочери Марусе. По словам В.Г. Полуяновой, "вся деревня пекла. Повезла целый бучок". Было это в 1948 году.
Ржаные "тетёрки" можно было хранить до году. Их долго грызли дети и молодёжь, в том числе на посиделках. А бывало и так, что кормили скотине.
Как их делают
В Ошевенске "тетёрки" прежде и теперь делают по-разному. Главное отличие: в наши дни пекут, как правило, сдобные, из белой муки. Очень важно, чтобы было вкусно. А раньше рассуждали так: "Говенье. Мало какая старуха делала сдобные". (Записано от В.Г. Полуяновой).
В Ошевенске жила Алевтина Ивановна Мамошина, известная "тетёрочница", гостеприимная и доброжелательная хозяйка, по-детски непосредственная. О себе говорила: "Всю жизнь скала". От неё и были записаны рецепты теста для "тетёрок". Прежде делали на воде, из ржаной или житной муки: "Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут". Такое тесто скётся легко и тонко, "как в катонну ниточку оно и скётся". Раскатывать колбаски следовало до 5-7 мм, а затем свивать узор посолонь (т.е по движению солнца – по часовой стрелке)
Это же тесто готовили с конопляными, льняными семечками или чёрным кунжутом. Такие "тетёрки" были потолще. В готовых семечки хрустели. А сверху "тетёрки" можно обмазывать медом :)
Готовили всей роднёй, по сто-двести "тетёрок", и завивали их разными узорами. Причём часть скали из лучшей муки-крупчатки, добавив в неё и конопляного семени (для зятя), часть просто из лучшей муки, а остальные – из ячменной.
Уложенное на дощечки кружево из теста уносили на холод – там лежали "тетёрки" до следующего утра. Подмёрзших, их смело можно садить в печь – узор уже не нарушишь.
Когда истопит хозяйка печку, и прогорят дрова, заметёт она душистым веником из еловых веток "под" печи, "приотпустит" немного жар, чтобы не горели "тетёрки", а лишь подсыхали да румянились, и начнёт перекладывать их с дощечек на лопату. А с неё прямо на горячий под! Хорошо пропечённые тетёрки смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут "поглядеть узоры" и соседи.
Из ржаной муки тетёры выходили чёрными. Для того, чтобы печенье получилось красивым, в житную муку добавляли растолчённую варёную картошку: "Наварят картошки, остудят, вытолкут-вытолкут, насеют житную муку, наскут-наскут, на полатнице намотают-намотают, вынесут на холод. На холоде они ещё белее становились".
Современные "тетёрки" делают из белой муки (высшего сорта), добавляют соль, сметану, иногда – яйцо. Добавляют и масло, и молоко, и "сгущёнку" и простоквашу, и сахар.
Форма "тетёрок" менялась в зависимости от умения, фантазии и настроения мастерицы. Видов тетёрок множество: "Узорчатки", "В колечушки", "Цветик", "Клетчатка", "Берёзка", "Ёлочка", "Витушка", "Узорики", "Кренделёчки", "Волнами", "Часики", "Кудёрочки", "Именные", а ещё "Ветвь", "Вьюхи", "Восьмёры", "Лесенка", "Звезда", "Коники", "Карета", "Шестерёнка", "Лебедь", "Жаворонок".
Исследователи находят в каргопольских тетёрках и древние символы, связанные с солнцем, небом, идеей процветания и блага:
– А бывало, тетёрок всяких навыделываю, – рассказывала Александра Савинова. – Пекла и сетчаты-решетчаты, и из колечушка в колечушко, а то одними восьмерёшками тетёрку уложу. Либо солнышко... совью, да навью ему кудрей. Солнышко, оно ведь тоже с кудёрочками – вот и моя тетёрка кудревата будет! А ещё конёчками уложу – такие и мама, и бабушка делали...
– Экую новую тетёрочку завью! Наперво большое колечко уложу, потом буду водить солнышко. От солнышка на четыре стороны лучи-косыночки, околы триджы обведу и готово!
Первая тетёрка вышла у Александы Савиновой в виде многолепесткойвой розетки. Такой элемент орнамента встречается на резьбе изб, вышивках, в орнаментах древнерусских миниатюр.
В другом кольце она "распустила" берёзку, приговаривая: "Вот лапки у берёзки, ветки длинные с листочками. Чем больше детей да внуков у тёщи – тем больше веточек да листочков".
– Прежде стебелинку у берёзки сделаю, от неё расселинки во все стороны пущу, а на них колечушки, вроде листочков. Так вот и наша Анна Рудакова, что эта берёзка: экому роду дала начало! Глико, сколько детей и внуков стало, сколько расселинок распустилось...
Виды "тетёрок":
А вот какие вкусные птички получились у творческих взрослых клуба «Ненормальные родители» и их ребятишек:
Irish:
Надя Вишенка:
КЛЮ-КВА:
nataliindigo:
mark:
Лютик:
Лактионова:
frauborman:
Пасхальный семинар на форуме Клуба «Ненормальные родители»
С использованием материалов: http://terem.msk.ru/eda/teterki.html
http://kare-l.livejournal.com/161187.html
http://www.rukukla.ru
|